Зимняя школа
Лабораторные 7 класс

 

1 смена

1 занятие

Построение графиков. Основные правила оформления. Выбор оптимального масштаба. Получение навыков, необходимых для выполнения последующих лабораторных работ.

Оборудование: миллиметровка, карандаши, линейки, распечатанные листы с заданиями.

 

2 занятие

Падение дробинок. В прозрачный высокий узкий сосуд наливается жидкое мыло. На стенке сосуда маркером или изолентой делается две отметки. Одна в паре сантиметров от дна, вторая – в паре сантиметров от поверхности мыла. В мыло бросается небольшой шарик из пластилина. Необходимо засечь время падения пластилина от верхней отметки до нижней. Зная расстояние между отметками, находится скорость падения пластилина. Из-за сил вязкого трения движение будет равномерным. Измерения повторяются для кусочков пластилина разных размеров. Строится график зависимости скорости падения кусочка пластилина от его диаметра. Для построения графика нужно сделать по меньшей мере 10 измерений.

Оборудование: жидкое мыло, линейка, секундомер, пластилин, сосуды подходящей формы (можно использовать пластиковые бутылки 0,5 л), миллиметровка.

 

3 занятие

Количество дроби в пластилине. В небольшой кусок пластилина запечатывается свинцовая дробь (дробинок нужно спрятать как можно больше). Измерив массу и объем этого пластилина с начинкой, нужно вычислить количество спрятанных дробинок. Плотность свинца и чистого пластилина измеряется отдельно.

Оборудование: мензурка (можно использовать обычный стаканчик в комбинации с шприцем), весы, линейка, пластилин, дробь.

 

4 занятие

Подвижный блок. Из скрепок, ниток и груза (гайки) собирается конструкция, моделирующая работу комбинации подвижного и неподвижного блока. Места крепления конца нити и неподвижного блока должны быть разнесены на пару десятков сантиметров, а подвижный блок вешается между этими точками. Необходимо измерить отношение перемещения груза к перемещению свободного конца нити для разных уровней подъема груза. По результатам измерений строится график. Более подробное описание лабораторной работы можно найти в материалах ол. Максвелл для 7 кл за 2013г.

Оборудование: нитки, скрепки, гайка, мерная лента (можно использовать бумажную из «Икеи»).

 

5 занятие

Математический маятник. Исследуется зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити. Необходимо построить график и определить характер зависимости. Проверить, есть ли зависимость периода колебаний от других величин: массы груза и угла начального отклонения маятника. Дополнительно построить график зависимости квадрата периода колебаний от длины нити.

Оборудование: нитки, секундомер, штатив, линейка или мерная лента, миллиметровка.

 

2 смена

1 занятие

Построение графиков. Основные правила оформления. Выбор оптимального масштаба. Получение навыков, необходимых для выполнения последующих лабораторных работ.

Оборудование: миллиметровка, карандаши, линейки, распечатанные листы с заданиями.

 

2 занятие

Закон упругости. На штативе закрепляется бельевая резинка. К свободному концу поочередно вешаются разные грузы известной массы. Измеряется растяжение резинки. Необходимо построить график зависимости силы упругости от растяжения резинки. На графике выделяется линейный участок, проводится прямая и находится коэффициент упругости.

Оборудование: штатив, бельевая резинка, предметы, которые можно использовать в качестве грузов (общей массой 1-1,5 кг), линейка, крепежный материал (проволока, изолента, нитки).

 

3 занятие

Определение расстояния. На листе миллиметровки размечается отрезок – базис. От крайних точек отрезка откладываются линии, указывающие направление на заданный предмет, находящийся в 2-5 метрах от ученика. По углу между этими линиями через подобные треугольники определяется расстояние до заданного объекта.

Оборудование: миллиметровка, карандаши, линейки, строительная рулетка.

 

4 занятие

Скольжение монетки. На край парты кладется монетка, ее край должен чуть выступать. К торцу стола одним концом прижимается линейка. Второй конец линейки должен быть возле монетки. Оттянув и отпустив свободный конец линейки, нужно ударить по монетке таким образом, чтобы она начала скользить по парте. При повторении измерений важно каждый раз удерживать линейку одним и тем же образом и бить по монете одинаково. Отличаться должна лишь величина изгиба линейки перед ударом. Повторив эксперимент 10-20 раз, нужно определить, как дальность скольжения монетки зависит от начального отклонения свободного края линейки.

Оборудование: линейка, монета, мерная лента.

 

5 занятие

Калибровка термосопротивления. В стакан с горячей водой опускается терморезистор, подключенный к мультиметру. В этот же стакан погружается обычный цифровой термометр. После записи показаний приборов необходимо подлить в стакан немного холодной воды, перемешать, подождать некоторое время и записать новые показания. Повторить измерения для разных температур – от 70- 80 градусов до комнатной температуры. Построить график, связывающий температуру воды с показанием мультиметра.

Оборудование: термосопротивление (можно купить в Чип-и-Дип), мультиметр, соединительные провода, электронный термометр, чайник, большие и маленькие пластиковые стаканы.

 

3 смена

1 занятие

Построение графиков. Основные правила оформления. Выбор оптимального масштаба. Получение навыков, необходимых для выполнения последующих лабораторных работ.

Оборудование: миллиметровка, карандаши, линейки, распечатанные листы с заданиями.

 

2 занятие

Сила трения. При помощи динамометра измеряется сила, которую нужно приложить к деревянному бруску с грузиками, чтобы он равномерно скользил по поверхности стола. Измерения повторяются для различных масс грузиков. Нужно построить график зависимости силы трения от силы реакции опоры, аппроксимировать полученную зависимость прямой и по ее наклону определить коэффициент трения.

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов (можно использовать крупные гайки), динамометр, нитки, весы.

 

3 занятие

Гидростатическое взвешивание ч.1. При помощи динамометра нужно определить плотность крупной гайки. Для этого подвешенная на нити гайка взвешивается сначала в воздухе, а затем в воде. Полученные результаты позволят вычислить плотность гайки. Измерения повторяются для куска пластилина. Затем пластилин опускается в концентрированный раствор поваренной соли. Зная плотность пластилина из прошлого упражнения, можно вычислить плотность раствора.

Оборудование: динамометр, крупная гайка, стакан с водой, пластилин, соль.

 

4 занятие

Гидростатическое взвешивание ч.2. При помощи весов и стакана с жидкостью нужно определить плотность крупной гайки. Для этого подвешенная на нити гайка опускается в стакан с водой, стоящий на электронных весах. По изменению показаний весов при погружении гайки можно определить ее плотность. Измерения повторяются с куском пластилина. Наконец, нужно найти плотность раствора, погружая в него пластилин, плотность которого была определена ранее.

Оборудование: электронные весы, крупная гайка, стакан с водой, пластилин, соль.

 

5 занятие

Падение шариков с монетами. К шарику (или 2-3 связанным шарикам) прикрепляется небольшая гайка известной массы. Эта конструкция отпускается в свободное падение с высоты порядка двух метров. при помощи секундомера определяется время падения. Измерения повторяются для разного количества гаек, привязанных к шарику. Шарики должны падать с одной и той же высоты. Строится график зависимости времени падения от массы груза, привязанного к шарику. Если во время измерений шарики лопались и заменялись новыми, то соответствующие точки на графике необходимо как-то выделить. Более подробное описание лабораторной работы можно найти в материалах ол. Максвелл для 7 кл за 2017г.

Оборудование: воздушные шарики, нитки, секундомер, гайки (массой 1-2г), весы, миллиметровая бумага.

 

regist2

seminar5