Информатика ЕГЭ. Программирование на Python

 

Курс «Информатика ЕГЭ. Программирование на Python»

Период проведения занятий с 1 марта по 31 мая 2023г.

Курс рассчитан на школьников 11 классов, которые знакомы с основами программирования на Python.

Формально к разделу «Программирование» относятся лишь шесть заданий (16, 17, 24, 25, 26 и 27). Но в курсе мы разберём, как с помощью программирования решить не только эти задачи, но и ещё десяток других (2, 5, 8, 12, 14, 15, 19-21, 22).

 

Основная задача курса – научить решать задания ЕГЭ с помощью Python.

Формально, к разделу «Программирование» в ЕГЭ относятся лишь шесть заданий (16, 17, 24, 25, 26 и 27). Но в курсе будет рассмотрено, как с помощью программирования решить не только эти задачи, но и другие (2, 5, 6, 8, 12, 14, 15, 19-21, 22, 23).

Особое внимание будет уделено заданиям, которые в 2023 году были изменены частично (12, 14, 16) или полностью (6 и 22).

На занятиях будут подробно разобраны алгоритмы работы с таблицами истинности, системами счисления, массивами, строками, файлами.

В качестве изучаемых тем взяты самые актуальные задания с сайта ФИПИ.

Во время занятий ребята

  • научатся понимать условие задания,
  • составлять алгоритм решения,
  • использовать средства языка и стандартных библиотек Python для более быстрого и эффективного написания программы.

В рамках курса школьники познакомятся с основными приемами работы с программным обеспечением участника компьютерного ЕГЭ (КЕГЭ).

Несколько занятий будут проводиться на тренажере – имитаторе, максимально близком к реальной системе, с которой ученики столкнутся на ЕГЭ.

Программное обеспечение

Все материалы, задания, промежуточные итоги обучения доступны на платформе дистанционного обучения Google Classroom. Это делает возможным обучение с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

Для работы с Python потребуется установить бесплатную не требовательную к ресурсам IDLE (среду разработки, поставляемую вместе с дистрибутивом). Одно из занятий курса будет посвящено вопросу установки этого ПО.

Существенным достоинством курса является организация самостоятельной работы в форме домашних заданий. Домашние задания доступны сразу после занятия.

Ко всем заданиям есть презентации с материалами занятий и рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы, полезные для закрепления темы. Благодаря использованию Google Classroom, учащиеся всегда имеют возможность обсудить интересующие их вопросы в ленте курса, получить напоминание о дате сдачи домашнего задания, посмотреть накопленные баллы и т.д.

 

Преподаватели

ГРУППА 1 – Лазарева Светлана Александровна.
ГРУППА 2 – Попов Владислав Сергеевич.
 

 

Программа Группы 1

Курс включает 12 занятий по 4 академических часа.

Тема Краткое содержание Кол-во часов (астр.) Кол-во часов (акад)
1 Вводное занятие. Таблицы истинности и логические схемы (элемент 1.5.1. Здесь и далее указаны номера элементов кодификатора ЕГЭ 2023 г.) Язык Python (интерпретатор, установка и использование IDLE). Логический тип и логические операторы Python для решения задач по теме "Таблицы истинности для логического высказывания". Задания 2. 3 4
2 Простые линейные алгоритмы и ветвления (элементы 1.4.1, 1.4.2, 1.7.2) Числовые типы. Строки. Операторы. Присваивание. Условный оператор.   Позиционные системы счисления. Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел. Задания 5, 14. 3 4
3 Алгоритмы, содержащие ветвления и циклы (1.6.1, 1.6.2, 1.6.3)
Обработка символьной и целочисленной информации (1.5.6, 1.6.3, 1.5.2)
Списки, кортежи, множества. Циклы. Алгоритмы обработки последовательностей. Файловая система. Чтение данных из файла.   Алгоритмы анализа символьных строк: подсчёт количества; разбиение строк на слова; поиск и замена подстроки. Задания 8, 15, 17, 24. 3 4
4 Сортировки (1.5.6). Функции. Знакомство с ПО участника ЕГЭ (КЕГЭ) Создание и вызов функции. Аргументы. Сортировки. Алгоритмы обработки массивов: перестановка в обратном порядке; сдвиг; заполнение массива по правилам; поиск элемента; вычисление максимума, суммы… Использование тренажера КЕГЭ. Задания 23, 26. 3 4
5 Разработка программ для имитации действий управления исполнителями (1.7.2) Знакомство с отладчиком программ (debugger) в среде IDLE Python. Анализ алгоритма и работа с исполнителем. Определение возможных результатов работы
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Задание 12. Обновленный вариант задания 6.
3 4
6 Вычисление рекуррентных выражений (1.5.3) Рекурсивные алгоритмы (нахождение степени числа; вычисление факториалов; вычисление n-го элемента рекуррентной последовательности. Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Замена рекурсивных алгоритмов циклами. Задания 16, 19-21. 3 4
7 Разработка алгоритмов, содержащих ветвления и циклы (1.6.1, 1.6.2, 1.6.3, 1.5.2) Алгоритмы точного и приближенного решения квадратного уравнения. Экстремумы квадратичной функции на отрезке. Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке (метод деления отрезка пополам). Задания 25, 24. 3 4
8 Разработка программ для анализа числовых последовательностей (1.6.3) Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей: вычисление длины кривой путём аппроксимации её ломаной; метод трапеций для вычисления площади под графиком функции… Задание 26. 3 4
9 Знакомство с архитектурой современных компьютеров. Многоядерные процессоры, многопоточные вычисления (3.1.1) Понятие параллельного программирования. Технология организации многопроцессорных и многопоточных вычислений. Понятие зависимости процессов. Решение задания 22 вручную. Программное решение задания 22. 3 4
10 Создание программ для анализа числовых последовательностей (1.6.3) Использование метода динамического программирования для задания 27.
Анализ алгоритмов: определение входных данных, при которых алгоритм даёт
указанный результат; определение результата алгоритма без его полного пошагового выполнения. Задание 27.
3 4
11 Пробное прохождение ЕГЭ (в части заданий на программирование) Пробное прохождение ЕГЭ. Закрепление навыков работы с тренажером КЕГЭ. 3 4
12 Решение задач Проработка заданий, вызывающих затруднения. 3 4
   
Всего аудиторных часов 36 48
    Самостоятельная работа над домашними заданиями 36 48
    Общая трудоемкость 72 96

Программа Группы 2

Тема Краткое содержание Кол-во часов (астр.) Кол-во часов (акад)
1 Графы

Задание 1 – соотнесение графа и таблицы

Задание 13 – подсчёт количества путей в графе

Задание 4 – условие Фано

3 4
2 Динамическое программирование

Задание 22 – многозадачность

Задание 23 – подсчёт количества программ

3 4
3 Электронные таблицы

Задание 3 – базы данных

Задание 18 – исполнитель-сборщик монет

3 4
4 Электронные таблицы и программирование

Задание 9 – подсчёт строк

Задание 17 – подсчёт пар

3 4
5 Логика

Задание 2 – таблицы истинности и логические функции

Задание 15 – алгебра логики первого порядка

3 4
6 Алгоритмы: введение

Задание 5 – обработка двоичных чисел

Задание 6 – программирование алгоритма для исполнителя

Задание 12 – исполнители Редактор и Чертёжник

3 4
7 Алгоритмы: системы счисления,

Задание 14 – системы счисления

Задание 16 – рекурсия

3 4
8 Количество информации

Задание 7 – кодирование изображений и звука

Задание 11 – количество информации

Задание 8 - комбинаторика

3 4
9 Теория игр Задания 19-21 3 4
10 Программы для работы с последовательностями

Задание 24

Задание 25

3 4
11 Сортировка Задания 26, 27 – сортировка, перебор, введение в оптимальные алгоритмы 3 4
12 Решение задач

Задание 10 – поиск в текстовом процессоре и файловой системе

Проработка заданий, вызывающих затруднения.

3 4
    Всего аудиторных часов 36 48
  Самостоятельная работа над домашними заданиями 36 48
    Общая трудоемкость  72 96
 

 

Распределение по группам проходит на основе результатов теста:

Группа 1 – вторник 17.00-20.00 (группа Лазаревой С.А.)

Группа 2 – информация уточняется.

Учебные занятия будут проходить в дистанционном формате на платформе Zoom.

 

Зачисление на курс – по итогам входного тестирования. Пройти тест

 

Зарегистрироваться

Если у вас остались вопросы – позвоните нам!

8-800-302-77-42

8-495-542-65-62