
инновационный курс
«Компьютерная физика»
комплексное углубленное повторение школьной программы 7, 8, 9 классов по физике, математике, информатике
- основой курса является изучение программирования на языке «Python»
- с программированием неразрывно «переплетаются» различные школьные дисциплины: физика, математика, информатика
- основное внимание уделяется созданию программных графических и анимационных моделей, как наиболее доступных для восприятия школьниками
- выполнению лабораторных работ по физике в среде смешанной реальности
- моделирование и решение задач ЕГЭ и ОГЭ по программе 7-9 класса.
- программирование - это не только объект изучения, но и средство формирования универсального навыка - отображать реальный мир в виде цифровых программных моделей
Курс «Компьютерная физика» дает возможность:
- освоить компьютер как универсальный инструмент в образовании
- сформировать востребованный навык в современном «цифровом» мире – умение ставить задачу и составлять алгоритм ее решения
- провести предварительную профориентацию в научно-инженерных областях
- обеспечить 100% родительский контроль (после каждого занятия ученик должен продемонстрировать родителям созданную им программную модель).
Преподаватель курса: Джумаев М.Р., врач-кибернетик, программист, биофизик
Программы на Лето 2023 «Компьютерная физика»
Курс для учащихся 5-6 классов, которые еще не изучают физику по школьной программе Программа курса 1. Компьютерная физика 2. Измерение длины 3. Измерение площади и объема 4. Строение вещества 5. Измерение массы 6. Плотность 7. Время 8. Движение. Путь. Скорость 9. Температура и энергия 10. Анимация изображений КОМПЬЮТЕРНАЯ БИОФИЗИКА очный \ дистанционный курс для учащихся 5-6 классов и 7-8 классов Биофизика– наука на «стыке» живой и неживой природы. Именно в этой области происходят самые значимые открытия в науке. Основная цель курса – научиться исследовать сложные биологические объекты методами физики и математики. Курс одинаково полезен тем, кто планирует стать и биологом и физиком 1. Биофизика - физика и математика в биологии 2. Геометрические формы в биологии 3. Измерение площади листа по клеточкам 4. Строение биовещества. Модель биомолекулы 5. Параметры тела человека: масса, рост 6. Бионика - биология в технике и архитектуре 7. Настраиваем “биологические часы” 8. Движение в биологии 9. Температура в биофизике 10. Работа с изображениями. Анимация КОМПЬЮТЕРНАЯ ФИЗИКА 3D Очный курс 10 занятий для учащихся 5-6 и 7-8 классов Программа курса 1. Наша жизнь в пространстве 3D 2. Программа Paint 3D. Введение 3. Рисование сложных объектов в Paint 3D 4. Строение вещества. Атомы. Молекулы 5. Стереометрия – наука об объемных фигурах 6. Принципы моделирования физических объектов 7. Принципы 3D - моделирование 8. Комбинации объемных фигур 9. Программирование перемещения виртуального манипулятора в 3D-пространстве 10. Введение в оптику. ГолограммыПрограмма на лето (5-6 классы) 2023
Что изучает физика? Физические явления.
Измерения. Инструменты и приборы
Word – набор, форматирование, оформление текста.
Документальное оформление лабораторных работ.
Цена деления линейки. Старинные меры длины.
Международная система метрических единиц СИ.
Word - черчение простых изображений, создание таблиц.
Измерение «русского» дюйма у учащихся группы.
Квадрат, прямоугольник, прямоугольный параллелепипед.
Площадь (2D) и объем (3D) простых фигур.
Word - черчение объемных фигур и моделей.
Создание графической модели деревянного бруска.
Структура атомов и молекул. Межатомные связи.
Таблица Менделеева. Свойства основных элементов.
Word - черчение объемных фигур и моделей.
Создание графической модели молекулы воды.
Единицы измерения массы. Масса и плотность.
Измерение массы на электронных весах.
Excel. Автоматическое вычисление среднего веса.
Excel. Построение графиков и гистограмм.
Единицы измерения плотности.
Плотности веществ: вода, дерево, железо, золото.
Excel – программное вычисление плотности объекта.
Вычисление плотности бруска по графической модели.
Единицы измерения времени: год, час, секунда.
Приборы для измерения времени: часы, секундомер.
Измерение пульса. Нахождение среднего пульса.
Paint – обработка и монтаж фотографий.
Движение. Виды движения в природе.
Измерение скорости движения человека.
Excel – автоматическое вычисление средней скорости.
Интернет – поиск и скачивание изображений.
Термометры. Измерение температуры тела.
Абсолютный «0» температуры по Кельвину.
Word – работа с цветом, способы раскраски.
Создание цветовой градиентной шкалы температур.
Анимация – «оживление» объекта. Кадры анимации
Gif - анимация - способ «оживить» изображение.
Прорисовка кадров анимации. Сборка кадров.
Создание динамической модели движения шарика.
Компьютерная биофизика (5-6 классы и 7-8 классы)
Связь физики, математики, информатики. Физические приборы в биологии. Измерение линейных размеров организма. Работа с текстовым редактором Word.
Причудливые формы живых организмов: бактерии, вирусы, цветы, ракушки. Типовой набор геометрических фигур. Моделирование форм биообъектов в Word.
Площадь – характеристика плоских (2d) фигур. Измерение площади объекта сложной формы. Наложение плоских фигур на биообъекты. Измерение площади листочка по клеткам.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Отличие живой и неживой материи. Биовещества. Биомолекулы. Создание 2.5D-модели биомолекулы.
Измерение массы тела и роста человека. Расчет индекса массы тела. Сбор биометрических данных. Анализ данных в Excel. Построение гистограмм.
Биологические формы в архитектуре. «Золотое сечение» в природе и архитектуре. Сравнение архитектурных объектов и их биологических прототипов.
Время. Биологические часы. Биоритмы. Измерение пульса человека разными способами. Анализ значений пульса в покое и под нагрузкой. Программирование в Excel.
Время. Виды движения в биологии. Движение биообъектов: инфузории, амебы. Измерение скорости движения биообъекта. Построение траектории движения.
Время. Измерение температуры тела. Цветовая шкала температуры. Расшифровка изображения в тепловизоре. Обработка изображений в Paint.
Принципы анимации. Частота смены кадров. Создание графических образов биообъектов. Раскадровка движения биообъекта. Создание анимаций в PowerPoint.
Программа на лето Компьютерная физика 3D (5-6 и 7-8 классов) 2023
Системы координат. Изображения 2D, 2,5D, 3D.
Проекции. Создание плоских проекций. Развертки.
Сборка куба из бумаги по развертке.
Работа с Word. Черчение фигур 2D, 2,5D.
Рисование простейших объемных объектов.
Как увидеть обратную сторону кубика?
Золотое сечение, золотой прямоугольник.
Кубизм и конструктивизм в архитектуре.
Сборка сложных объектов из простых кубиков.
Библиотека трехмерных объектов в Paint 3D.
Модель. Гранитная усеченная пирамида.
Подсчет площади поверхности пирамиды в Excel.
Строение атомов и молекул. Таблица Менделеева.
Агрегатные состояния вещества.
Способы визуализации молекул и атомов (2D и 3D).
3D-модель биологической молекулы.
Вычисление объемов простых фигур
Основные формулы стереометрии
Вычисление физических параметров объемных фигур:
объем, масса, плотность, плавучесть.
Зачем нужны модели? Преимущества и недостатки.
Оригинал и копия. Физические и информационные модели.
Масштаб. Изменение масштаба и пропорций модели.
Принцип разумной достаточности в моделировании.
Основные физические принципы 3D печати.
Принципы проектирования объектов для 3D-принтера.
Написание программы для 3D-принтера.
Работа с 3D-принтером.
Базовые объемные примитивы.
Сопряжение объемных фигур.
Модель робота в Paint 3D.
Кубизм в графике и живописи. Человек в стиле Пикассо.
Создание модели рабочего пространства.
Создание модели робота манипулятора.
Вычерчивание траектории перемещения объекта.
Природа света. Свет – электромагнитные волны.
Дифракция и интерференции световых волн.
Принципы формирования голограмм.
Области применения голограмм.
Программа годового курса 2022-2023
7 класс

1. Введение в курс «Компьютерная физика»
Что такое «Компьютерная физика? Преимущества.
Основы алгоритмизации и программирования.
Алгоритм. Блок – схемы алгоритмов.
PYTHON: библиотека turtle graphics.
Первые программы в turtle graphics.
Оформление программ (digital-этикет).

2. Лаб. работа. Измерение размера пикселя
Пиксель: свойства, размеры. Пиксельная графика.
Виртуальная, смешанная реальность.
Новые команды в turtle graphics. Цикл.
Основы работы с цветом в PYTHON.
Лаб. работа. Измерение размера пикселя в среде смешанной реальности методом рядов.

3. Декартова система. Пиксельное чудо
Декартова система координат.
Программные модели: статические, динамические.
Приемы представления визуальной информации.
PYTHON: подпрограммы, функции.
Программируем пиксельное чудо.

4. Базовые математические функции в физике
Линейная функция y = kx + b.
PYTHON: библиотека matplotlib.
Программное моделирование функции.
Применение модели в различных разделах физики.
Создание графика линейной функции в turtle.

5. Прямолинейное равномерное движение
Прямолинейное равномерное движение тел.
Скорость, формулы, графики скорости.
PYTHON: модуль time, циклы, функции.
Основы анимационного программирования.
Программная модель движения автомобиля.

6. Лаб. раб. Измерение скорости движения шарика
Создание программной модели движения шарика.
Лаб. работа в среде дополненной реальности:
- измерение пройденного пути линейкой на экране;
- измерение времени движения при помощи Секундомера.
Работа с фоном и оформлением.

7. Цвет в физике и в компьютерной физике. Часть 1
Физика и биофизика восприятия цвета.
Цветокодирование. Биты. Байты.
Система кодирования RGB.
Работа с цветом в turtle.
Решение задач ЕГЭ и ОГЭ по информатике.

8. Цвет в физике и в компьютерной физике. Часть 2
Работа с цветом в turtle.
Оформление фона и цветовой гаммы программы.
Метод colormode().
Дискретные цветовые шкалы.
Решение задач ЕГЭ и ОГЭ по информатике.

9. Сила упругости. Закон Гука
Деформация. Сила упругости. Закон Гука.
PYTHON: массивы, циклы, функции.
Создание программной графической модели закона Гука.
Решение задач ЕГЭ и ОГЭ с использованием модели.
Руководство пользователя.

10. Момент силы. Центр тяжести. Рычаг
Сила. Плечо силы. Момент силы. Рычаг.
Правило равновесия рычага.
PYTHON: функции с аргументами, условия.
Моделирование равновесия грузов на рычаге.
Решение задач ЕГЭ и ОГЭ с использованием модели.
8 класс

1. Введение в курс «Компьютерная физика»
Аналоговые и дискретные величины.
Алгоритм. Блок – схемы алгоритмов.
Пирамида усвоения новых знаний.
PYTHON: библиотека turtle graphics.
Оформление программ (digital-этикет).

2. Пиксель. Пиксельная графика. Макроскопия.
Пиксель: свойства, размеры. Пиксельная графика.
Виртуальная, смешанная реальность.
PYTHON: цикл for, новые команды.
Лаб. работа. Измерение размера пикселя в среде смешанной реальности методом рядов.

3. Строение вещества. Атомы и молекулы
Строение атомов и молекулы.
Программные модели: статические, динамические.
Приемы представления визуальной информации.
PYTHON: подпрограммы, функции.
Программная графическая модель молекулы воды.

4. Базовые математические функции. Функция y = k/x
Базовые функции из школьного курса математики.
Обратно пропорциональная функция y = k/x.
PYTHON: библиотека matplotlib.
Программное моделирование функции.
Применение модели в различных разделах физики.
Решение задач ЕГЭ и ОГЭ по математике.
Адаптация turtle под matplotlib.

5. Моделирование поступательного движения тел
Поступательное движение тел.
Прямолинейное движение. Скорость тела.
Системы координат: декартова, полярная.
PYTHON: модуль time.
Моделирование поступательного движения объекта.

6. Лаб. раб. Измерение скорости движения шарика
Создание программной модели движения шарика.
Выполнение работы в среде дополненной реальности.
- измерение пройденного пути линейкой на экране.
- измерение времени движения при помощи секундомера.

7. Цвет в физике и в компьютерной физике
Физика и биофизика восприятия цвета.
Глубина цвета. Цветовые модели RGB, CMYK.
Решение задач ЕГЭ и ОГЭ по информатике.
PYTHON: кодирование цветов в turtle graphics.
Цветовые дискретные шкалы.

8. Лаб. работа. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
Тепловые явления. Температура. Количество теплоты.
Внутренняя энергия. Теплоемкость.
Дискретная цветокодированная шкала температуры.
Программное графическое / анимационное.
моделирование виртуальной лабораторной работы.

9. Лаб. раб. Регулирование силы тока реостатом
Электрические явления. Электрический ток.
Сила тока, напряжение, сопротивление. Закон Ома.
PYTHON: циклы, функции с аргументами.
Графическое моделирование электрических цепей.
Лаб. раб. Регулирование силы тока реостатом.

10. Геометрическая оптика
Линзы. Оптическая ось.
Законы геометрической оптики.
Глаз и зрение. Оптические иллюзии.
PYTHON: вложенные циклы.
Моделирование отражения и преломления лучей.
9 класс

1. Введение в курс «Компьютерная физика»
Аналоговые и дискретные величины.
Алгоритм. Блок – схемы алгоритмов.
PYTHON: библиотека turtle graphics.
Требования цифровой эпохи: digital-этикет.
Протокол написания программ PEP8.

2. Пиксель. Пиксельная матрица
Пиксель: свойства, размеры. Пиксельная графика.
Виртуальная, смешанная реальность.
PYTHON: цикл for, новые команды.
Лаб. работа. Измерение размера пикселя в среде смешанной реальности методом рядов.

3. Строение вещества. Атомы и молекулы
Основы молекулярно-кинетической теории.
Строение атомов и молекул.
Программные модели: статические, динамические.
Броуновское движение.
PYTHON: циклы, функции.
Программные графические модели атомов и молекул.

4. Базовые математические функции в физике
Квадратичная функция y = ax2+bx+c.
PYTHON: библиотека matplotlib, numpy.
Программное моделирование функции.
Применение модели в различных разделах физики.
Решение задач ЕГЭ и ОГЭ по математике.
Адаптация turtle под matplotlib.

5. Поступательное и вращательное движение
Поступательное движение.
Вращательное движение.
Прямолинейное движение. Скорость тела.
PYTHON: модуль time, метод tracer().
Моделирование вращательного движения тела.
Графическое решение задач ЕГЭ и ОГЭ на скорость.

6. Лаб. раб. Измерение скорости движения шарика
Создание программной модели движения шарика.
Выполнение работы в среде дополненной реальности.
- измерение пройденного пути линейкой на экране.
- измерение времени движения при помощи секундомера.

7. Цветовосприятие. Цветокодирование
Цвет – качественная характеристика света.
Системы кодирования цветов RGB и CMYK.
Решение задач ЕГЭ и ОГЭ по информатике.
PYTHON: кодирование цветов в turtle graphics.
Цветовые шкалы: дискретные и аналоговые.

8. Лаб. работа. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
Тепловые явления. Температура. Количество теплоты.
Внутренняя энергия. Теплоемкость.
Дискретная цветокодированная шкала температуры.
Программное графическое / анимационное.
моделирование виртуальной лабораторной работы.

9. Равноускоренное прямолинейное движение
Перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение.
Равноускоренное движение.
PYTHON: циклы, функции, метод clear().
Анимационное моделирование равноускоренного движения тележки по горизонтальной поверхности.

10. Движение тела, брошенного под углом к горизонту
Траектория полета баллистического снаряда.
PYTHON: циклы, функции, массивы, метод onkeypress().
Моделирование броска тела с высоты.
Моделирование броска тела под углом к горизонту.
Оформление документации программного продукта.
В этом учебном году предлагается совмещенный годовой курс 32 занятия:
16 занятий «Компьютерная физика» и
16 занятий «Компьютерная биофизика»
Программа перспективного курса «Программируем НБИКС – технологии»
Расписание и стоимость очных занятий (МФТИ, г. Москва)
Класс | День недели | Время занятий | Стоимость за 4 занятия/ месяц |
Кол-во ак. часов за 1 занятие |
Количество занятий за годовой курс |
7 класс
|
вторник | 17.00-19.00 | 6000р | 2,5 | 32 |
8 класс
|
среда | 17.00-19.00 | 6000р | 2,5 | 32 |
9 класс
|
четверг | 17.00-19.00 | 6000р | 2,5 | 32 |
Расписание и стоимость очных занятий (МФТИ, г. Долгопрудный)
Класс | День недели | Время занятий | Стоимость за 4 занятия/ месяц |
Кол-во ак. часов за 1 занятие |
Количество занятий за годовой курс |
7 класс
|
воскресенье | 14.30-16.30 | 6000р | 2,5 | 32 |
8 класс
|
воскресенье | 12.15-14.15 | 6000р | 2,5 | 32 |
9 класс
|
воскресенье | 10.00-12.00 | 6000р | 2,5 | 32 |
Расписание и стоимость онлайн занятий (zoom)
Класс | День недели | Время занятий | Стоимость за 4 занятия/ месяц |
Кол-во ак. часов за 1 занятие |
Количество занятий за годовой курс |
7 класс
|
суббота | 12.15-14.15 | 5400р | 2,5 | 32 |
8 класс
|
суббота | 10.00-12.00 | 5400р | 2,5 | 32 |
9 класс
|
суббота | 14.30-16.30 | 5400р | 2,5 | 32 |
Курс "Компьютерные технологии в физике"
Компьютерные технологии в физике в настоящее времяпозволяют взглянуть на предмет с другой стороны, делая процесс обучения увлекательным и эффективным. Подготовительные курсы МФТИ по компьютерной физике позволят учащимся повторить и качественно освоить школьный материал, а также получить углублённые знания по физике, математике и информатике.
Физика – это экспериментальная наука. Она не может существовать без проведения различных опытов и построения моделей, поэтому в эту сферу в настоящее время активно внедряются информационные технологии, позволяющие наглядно показать детям образование и развитие тех или иных физических свойств и процессов.
На базе Московского Физико-технического Института проводятся курсы по компьютерной физике, ведут которые опытные преподаватели. На занятиях учащиеся осваивают программирование, восполняют пробелы в знаниях, учатся моделировать и решать различные по сложности задачи. Полученные навыки помогают успешно справляться со школьной программой, олимпиадными заданиями, сдавать экзамены и проходить вступительные испытания в ВУЗах.
Чтобы записаться на курсы по компьютерным технологиям в физике или задать уточняющие вопросы, звоните по телефону +7 (495) 542-65-62!
Часто задаваемые вопросы
Что такое «Компьютерная физика»?
Зачем нужно изучать программирование?
Программирование – это фундаментальный навык, который учит мыслить абстрактно и системно.
В отличие от других школьных предметов, программирование помогает сразу закрепить его принципы на практике. Чтобы написать простейшую программу, отображающую любой физический процесс, ученик должен:
• понять суть физического процесса
• описать процесс математическими формулами
• изучить необходимые команды языка программирования для написания программы
• написать и отладить компьютерную программу
• написать инструкцию, как другие могут пользоваться его программой
Если написанная программа не работает, ученику приходится разбираться и придумывать решение задачи, что требует большого внимания и усидчивости.
Чем ваши курс отличаются от многочисленных курсов программирования?
Какой язык программирования лучше изучать?
Что такое «конвергентная платформа»?
Как строятся занятия?
Будет ли контролироваться посещаемость?
Смогу ли я устроится на работу программистом?
Поможет ли курс «Компьютерная физика» при поступлении в ВУЗ?
Отзывы о курсе «Компьютерная физика»
Курс очень понравился. Когда родители меня на него записывали, я даже и представить не могла, что это будет так интересно. Очень хочу в следующем году снова записаться на компьютерную физику. Спасибо большое. Было очень круто. После прохождения курса, хочу резюмировать свои впечатления от участия в нем. Могу однозначно сказать, что реализованное вами мероприятие в форме настоящего курса, было определенно мне интересно и несло в себе большой объем полезной и важной для меня информации. Я периодически участвую в различных мероприятиях сопоставимых с настоящим курсом, но подача материала, осуществленная Вами, выгодно выделяет данный курс среди прочих равных. Считаю, что вы в высшей степени похвалы реализовали в данном курсе все «выжимки знаний» которые донесли до нас, участников данного проекта. Искренне благодарен вам за предоставленные знания и надеюсь на продолжение в том же ключе!!! Достаточно занятный курс, прекрасные и отзывчивые преподаватели. Лично мои познания в физике с точки зрения определений не сильно изменились, а познания в области информатики и программирования (особенно) сильно увеличились. Больше всего я на курсе научился решению задач нестандартно. Хочется поблагодарить организаторов и преподавателей курса! Знания и практические навыки, что сой ребенок получил за несколько месяцев обучения на этом курсе, бесценны! Благодарим! Присоединяюсь к благодарностям! Потрясающий, интересный авторский курс! Респект преподавателю. Домашнее задание. Оценка 5, очень классно и красиво, как маленькие с мужем сидели и игрались подстановкой цифр разных. Огромное спасибо за Вашу работу. Отзывы учеников
Элеонора Б. 8 кл.
Артур Б. 7 кл.
Егор К. 9 кл.Отзывы родителей
Остались вопросы? Звоните!
8-800-302-77-42
8-495-542-65-62
8-495-743-29-02